Современное знание позволяет каждому человеку
жить достойно и, по крайней мере, не голодать.
Сколько изломано копий, сколько страсти
потрачено на то, чтобы доказать это, но все
впустую.
"Золотой миллиард" /Северная Америка,
Западная Европа, Япония/ процветает, остальное
население Земли едва удовлетворяет минимальные
потребности. Скажете: Надо отнять у одних, чтобы
"помочь" другим! - Избитая песня.
Надо, чтобы ЦИВИЛИЗОВАННАЯ ЧАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
потащила за собой его нецивилизованное
большинство. Значит ли это, что богатые страны
должны помогать бедным, "делиться" с ними? -
Вовсе нет. Надо всеми силами ломать
государственные перегородки, утверждать
философию "единого - одного - дома-земли",
доказывать приоритет обще-человеческих законов
и ценностей, как формы не-декларативного, но
реального установления глобальных прав
человека...
Постыдная бедность россиян /украинцев,
нигерийцев.../, например, живущих в богатейших
природными ресурсами условиях, совершенно
необъяснима с позиции разума, но с легкостью
необыкновенной объясняется... экономическим
знанием. Когда лет 5 тому назад я услышал, что
Украина собирается умирать от голода, я чуть со
стула не упал... от смеха. Это же надо достроить
"государственность" до того, что в
исторически хлебородной стране, где природа САМА
дает людям пищу, людей настолько отвратили от
самодеятельности, что они накормить себя не
могут. То же в России, то же почти во всех странах
бывшего Союза, то же у 5/6 населения Земли.
Здесь, отсюда начинаются противоречия
ЭКОЛИТИКИ/Эл и традиционных экономических
представлений. Эл рассматривает
жизнедеятельность человека в обществе,
но не стран, народов, государств..., а такой подход
совершенно меняет дело. Традиция, восходящая к
фактическому основателю экономической науки
Адаму Смиту с его " An Inquiry into the nature and causes of the wealth of
nations" "Исследование о природе и
причинах богатства народов",
закрепила в сознании предмет исследования государственного
типа, стандартное определение которого звучит
так:
|
Экономика - дисциплина,
изучающая, каким образом общество /точнее,
государство/ с ограниченными, дефицитными
ресурсами решает, что, как и для кого производить. |
Эл не согласна ни с одним из этих
пунктов и дело вовсе не в формулировке, но В
ПРИНЦИПЕ.
Найдите мне то "общество", которое
"решает" ! "Общество" - отвлеченное
понятие, которое никак не может быть субъектом
решений.
Решают люди, конкретный
человек. В несвободных
"обществах/государствах" решает их вождь,
куда направить послушное ему население. Причем
редкое решение направлено на "благо народа".
Конечно, мне могут возразить, что определение
можно и поменять. Но в таком случае рушится вся
конструкция. Все избитые формулы о "народе,
стране, государстве" подлежат пересмотру, другому
чем принято переосмыслению, и так далее и тому
подобное...
Эколитика пытается ответить на другой вопрос: Почему?
Если опять же исходить из традиционных
представлений, ответа на него просто не
существует. Совершенно непонятно, почему одни
люди купаются в роскоши, а у других ничего нет и
не предвидится.
Итак, поскольку Эл пытается ИНАЧЕ
взглянуть на вещи, ей предстоит кропотливая
работа по переиначиванию слов, понятий терминов,
начиная с элементарных основ. Если
любознательный читатель пойдет вместе с нею, он,
хотя бы потом, сможет ответить на те
вопросы, которые мучают современников: Почему
?
Предварительное вхождение в эколитику
начинается серией очерков-заявлений,
поверхностно излагающих ее представления. Здесь
нет ничего необычного, но есть слова пояснений,
подготавливающие тематику. Эл предшествует
экономическому знанию, предлагая платформу,
на которой оно зиждется, а поскольку сфера
эколитики затрагивает жизнедеятельность
человека среди себе подобных, в обществе, ее
интересы шире, чем это признано, собственно,
экономикой. Такая широта, естественно, ущербна,
но она увеличивает горизонт, пусть, и не очень
убедительными способами. На первом этапе это не
важно, так как его задача - в описании, в
пред-вхождении в знание и не более того.
Систематизировать столь широко поставленную
тему практически невозможно и не нужно,
поскольку образ предмета, пусть даже в
описательном виде, складывается лишь вместе,
лишь в ощущении некоего целого, которым
эколитика собирается быть. Я предлагаю первые 20
очерков с возможными дополнениями, прочитав
которые, можно почувствовать, о чем здесь идет
речь.
Copyright ©2000 by An T. Panov. All rights reserved. Not to be quoted without
permission of the author.