Сознание руководит поведением человека.
Вбирая в себя установочные элементы воспитания и
обучения, переплетенные с объективными
феноменами природы и личного опыта, человек
незаметно усваивает, кроме того, идеологию того
общественного окружения, в котором ему довелось
родиться. К этой идеологии следует причислить
нравы, обычаи, веру, право, социальные институты,
а также множество мелких признаков, которые,
входя в совокупность, создают особенную
атмосферу, присущую данному месту, данному
времени, данному народу. Я говорю здесь о
словах - о речевой культуре, присущей
человеку и воздействующей на его поведенческие
реакции.
Поэтому, еще до того, как индивидуум начинает
самостоятельную жизнедеятельность, он,
практически, уже сформировал свое будущее
поведение, заранее привязав его к тому типу
социальной системы, которая его окружает.
Существует недоразумение, которое следует
четко осознавать: На самом деле,
каждый индивидуум есть личность, особенная и
уникальная, живущая только "в себе и через
себя". И это не эгоизм, не обособленность, не
солипсизм и т.д., но естественный признак
самодостаточной сущности. То, что человек добр
или зол, отзывчив, добросердечен или нет, ничего
не меняет, "самость" человека дана ему от
природы и в таком положении оказываются все люди.
Когда эл говорит об обществе, она подразумевает
отдельных личностей, живущих либо вместе, либо
рядом. Это совместное проживание, неважно, в
кругу ли семьи или большого государства,
невольно связывает людей, заставляя их совместно
решать многие проблемы, договариваться,
сотрудничать и т.д., не отменяя индивидуальной
"самости" каждого.
Свойственное "обществу" изначально насилие
вносит дополнительные качества в характер
поведения человека, принуждая его
приспосабливаться и подчиняться, но насилие,
принуждение, власть остаются лишь внешними -
благоприятными или нет - силами, воздействующими
на индивидуальное сознание и модифицирующими
жизнедеятельность. Заметим, кстати, что
носителями этих факторов остаются... те же люди.
Не государство, не общество, не какие-либо другие
институты, но люди.
Ощущение собственного "Я", ощущение
собственной значимости, конечно, подавляется
внешним воздействием, сводя его, зачастую, на-нет.
Обратите внимание, где родились "права
человека" - в Северной Америке, куда были
вытолкнуты свободолюбивые европейцы,
отторгнутые собственнымы "обществами" или
государствами, если хотите. Могли ли эти права
появиться в Южной Америке ? Конечно, же нет.
Поскольку та приняла вместе с людьми и их
представления об организации общества.
Сознание не только контролирует поведение
отдельного человека, но, выражаясь в общности, в
ее идеологии и нравственности, прямым образом
заставляет личность жить и действовать не
так, как она этого хочет, но как это диктуется
"народом и государством". Постепенное
оттеснение индивидуума от личностного "Я"
приобретает уродливые формы, которые
наблюдались и в прошлом - нацистская Германия,
Советский Союз, маоистский Китай... - но широко
применяются в настоящем. Причем, не имеет
никакого значения, страна ли это с
"социалистической" формой правления или с
"капиталистической".
"Социалистическая" Корея мало чем
отличается от "капиталистического" Уругвая.
Кроме того и сам человек, гипнотизируемый
мифическими представлениями об "общности",
раздваивается на собственное "Я" и "Я"
общественное, когда, выступая наружу, он зачастую
искренне проповедует свою исключительно
"общественную" породу. Конечно, он
обманывает и себя и других, причем обманывает
невольно - ему так внушили с детства. В жизни, в
действиях, в конкретном поведении такой
"общественник" преследует лишь свои
интересы, но говорит при этом только о "благе
народа".
Поэтому, когда эл касается "общества, народа
или государства", принципиальным остается
лишь свобода и не-свобода
единично-конкретных людей. Есть свобода, можно
говорить об эколитике и экономике, нет свободы,
понятие "экономическое" исчезает, заменяясь
статистическими данными, имеющими, скорее,
отвлеченный характер.
При этом, естественно, постулат свободы - лишь
отправная позиция многообразного понятия
"эколитика". Свобода личности, права
человека звучат странно в условиях
коллективного бытия. Тем более странно они
звучат в современном глубоко-структурированном
обществе, где каждый индивидуум практически
имеет свой социальный статус, свою нишу
проживания, свою профессию и т.д. В том и дело, что
именно совмещение различных форм
индивидуализации личности предполагает
своеобразие различных и противоречивых
факторов, сводимых в одно целое - в то общество,
о котором можно сказать свободно оно или нет.
Впрочем, экономика, которую я определяю
отображением эл, имеет эффективный инструмент
оценки - свою особенную систему численной
мерности, систему мерности человеческих и
общественных отношений /чо/оо/ - деньги.
Но об этом позже.
Не надо обольщаться. Существующее вне вас "общество"
- это такие же люди, предметом внимания которых
есть только собственное "Я", даже если они
выполняют общественные функции. Осознание этого,
пусть прискорбного факта поможет вам встать на
собственные ноги и избавиться от иллюзий "общественной,
государственной заботы" о вас. Когда
образуется общество, на самом деле, выделяются
люди, которым вы поручаете работу на общем
пространстве проживания и оплачиваете их
содержание из собственного кармана. Чем еще
кроме своей работы они обязаны вам ? - Ничем. Поняв
это, следует изменить и свое поведение.
Общественный человек - это наемный работник, не
имеющий своего собственного экономического
интереса. Весь его труд обозначен должностной
инструкцией, поэтому он безотносителен к делу, а
его отношение к вам не выходит за рамки
похлопывания по плечу, любезной улыбки и
заявлений о "благе народа".
Copyright ©2000 by An T. Panov. All rights reserved. Not to be quoted without
permission of the author.