- это наука о методах измерения человеческих и
общественных отношений, имеющих осмысленно-целенаправленный
характер.
Поскольку эл рассматривает жд/ожд
бесконечно-мерным образом, экономика,
представляя собой отображение эколитики наряду
с другими сторонами целостной сс, становится
искусством, инструментом мерности чо/оо. А это
значит, что
- Все отображения-признаки системы эл
взаимоотображаются друг в друга, причем
экономика,
- как набор способов измерения человеческих и
общественных отношений,
- является специфической формой численного
измерения этих отображений, с одной стороны
- естественным способом социальной оценки
решений, принимаемых в идеологической,
политической, правовой областях, с другой
- и отдельной отраслью знания, живущей
собственной жизнью, с третьей.
Логика экономики довольно проста. Началом ее
становятся индивидуальные желания конкретного
человека, на основе которых затем и вместе с тем
возникает специфическая мерность, присущая
только чо/оо. Эта мерность отличается от других
общеизвестных, поэтому, например, численные
величины, применимые к физической природе, хотя и
используются в экономике, на самом деле, лишь
дополняют ее инструментарий мерности.
Особенность этой численной мерности не
замечается людьми, поэтому более привычные, если
так можно сказать, материальные способы
измерения подменяют на практике собственно
экономическую значность. Количественные
величины - тонны, метры, штуки - гораздо доступнее
разуму, чем единица измерения чо/оо - деньги,
свойственная экономике. Существующие вследствие
этого недоразумения продолжают оставаться
основой псевдо-экономической значности.
Числом в экономике, т.е. единицей ее мерности,
является денежная единица. Все остальное: метры,
автомобили, продукты - элементы системы
измерения, вторичные, третичные и т.д.,
свойственной экономике/эколитике и только ей,
поскольку, как и любая система,
денежно-экономическая включает в себя
многообразие способов своего проявления.
Возникающая вследствие этого путаница
характеризует неорганизованность сознания и
пробел в обучении, непонятный с позиций
современного знания. Точнее, экономисты до сих
пор не удосужились объяснить публике
исключительность метода измерения чо/оо.
Экономика измеряет стоимость, а стоимость есть
индивидуальное выражение конкретных желаний в
общественной среде. Другое дело, что стоимость не
всегда абстрактна, но подчиняясь воззрениям
личности, существует в предметности в виде хлеба,
самолета, золота..., измеряемой своей
специфической формой мерности.
Основным критерием отношений людей является
принцип "Ты мне, я тебе", который на практике
осуществляется в виде равного обмена денежных
значностей: Ты мне на 5$ /или рублей, фунтов, йен/
услугу, я тебе на 5$ вещь.Вещь предметна и
измеряется какой-то своей, допустим, физической
мерой, но в своем отношении к услуге она
выступает как 5$. Более того, сегодня эта вещь
равна услуге, завтра за нее потребуют нечто
большее, наружу выступающее в виде, допустим 6$.
Или наоборот.
Современные общества производят не сталь, не
хлеб и не пушки, но полезность/стоимость, но
удовлетворение желаний человека, выраженных
своеобразным способом в виде денежной мерности.
Кстати сказать, существование разных денежных
единиц /национальных валют/ объясняется
исторически, но становится недоразумением с
позиций знания, чему есть свои причины.
Экономика, как знание, не сумела отказаться от
примитивной национальной ограниченности и с
непонятной настойчивостью следует ей, доказывая,
казалось бы, очевидную нелепость. Скажите, как бы
вы себя чувствовали в стране, где расстояния
продолжают измеряться локтями, температура
фаренгейтами, а пиво пинтами ? Конечно,
национальные особенности преодолеваются с
трудом, но когда экономисты, проповедующие
лезефер, отстаивают разные единицы измерения,
трудно верить в их теоретическую компетентность.
Я не отрицаю право экономиста как личности на
национальную гордость, но здесь речь идет о
профессиональных качествах. Впрочем, введение
евро уже говорит о многом.
Эколитика, рассматривая экономику, будет
стремиться внушать мышлению постепенный отказ
от таких специфических особенностей, как
предметность стоимости или национальность
денежной единицы, поскольку эти
"особенности" имеют мало отношения к ее
предмету и ее основам. Как уже было сказано,
экономика занимается стоимостью, а стоимость
субъективна и возникает в желаниях индивидуума.
То, как эта неуловимая стоимость существует в
действительности, естественно, подлежит
изучению, но не это главное. Главное, что
экономика, коль речь идет о ней, должна быть
последовательна в своих заявлениях. Коль уж ты
опираешься на принцип субъективной стоимости,
будь добр объясни, как это связано с твоими
заявлениями об обществе, "которое решает".
См. определение предмета экономики.
Система измерения экономики есть обычная
система измерения, такая же как все, но
принадлежит она своей сфере /так же, как
и все другие/. И это - сфера эколитических
отношений, отношений людей в обществе. Поэтому,
когда мы говорим о разных сторонах общественной
жизни, мы не должны забывать о той системе
измерения, которая характеризует и общество
вцелом, и каждый признак общества в отдельности.
Т.е. эл, рассматривая конкретную социальную
организацию, видит ее как сс мерного вида, где
любые ее отображения прямым образом связаны с
числом. Не существует "политики", которая,
так или иначе, не оказывала бы влияния на
поведение людей, а, значит, не выражалась бы
численным образом. В том и дело, что до сих пор эта
мысль никак не дается публике и практически
никто не задает вопрос очередному оратору: А
сколько будет Ваше заявление стоить мне ?
Называя экономику отображением эл отнюдь не
умаляет ее достоинств. Речь идет о классификации,
которую эколитика устанавливает. Экономика,
устанавливая свою классификацию, может вообще не
упоминать эколитики. Все зависит от вкуса, от
желания исследователя склоняться к тому или
другому мнению или изобретать личное. Эл лишь
подчеркивает, что экономика /economics/, упоминая
общественные отношения, касается их вторичным
образом, оставляя за собой методику, способы
измерения и оценки. А это - как раз то, почему
эколитика рассматривает ее отображением сс.
Характерный пример. Л.Столерю в превосходной
книге "Равновесие и экономический рост" 437
пишет: "Целый ряд мероприятий в умело
подобранной последовательности составил
связную экономическую политику, которая
позволила... вернуть, таким образом, французскую
экономику к концу 1967 г. на путь сбалансированного
развития. / Все прекрасно! -А.П/ Социальная
революция в мае 1968 г., грубо разрушившая
результаты стольких терпеливых усилий..."
Дальше можно не продолжать. Это заявление
равносильно следующему: "Хирург провел
блестящую операцию, жаль только, что пациент не
узнал об этом, поскольку умер".
Существование отдельного экономического и
отдельного политического знания оправдано
методологическими соображениями, эл же хочет
более приблизиться к действительной жизни
конкретного человека в конкретной социальной
среде, пытаясь перекинуть мост между знанием и
реальностью.
Другой и основополагающей чертой измеримости
является смысл и цель - цис. В своей
повседневности жд индивидуума есть деятельность
по удовлетворению собственных желаний в
пределах возможностей.
/ Я говорю "желаний", а не "потребностей"
по следующей причине: потребности есть чисто
физиологическая необходимость жизни. Конечно,
они первичны, но лишь постольку, поскольку
возможности их удовлетворить настолько мизерны,
что остаются на грани выживания. Но даже обычное
животное не вечно гоняется за пищей, поэтому
привычная фраза о потребностях несколько
преувеличена в своей значимости. Желания более
корректны по отношению к человеку, избавляя его
от излишней и ненужной "рациональности". /
Больше...
Назад | Далее | Домой
Copyright ©2000 by An T. Panov. All rights reserved. Not to be quoted without
permission of the author.