эколитика=эл=ecolicy=elEcolicy


Введение в Эколитику = Эл = Ecolicy = El

An T. Panov
создатель и автор

Go to: Очерк 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Логика эколитики

Исходя из определения эл, действующим агентом понятия "экономическое" становится личность - единичный, суверенный и самодостаточный субъект - основополагающий элемент-инициатор стоимости вообще и экономического числа - измерителя этой стоимости, в частности. Без него, без этого субъекта нет стоимости и, следовательно, нет экономики, поскольку последняя, в таком случае, лишается предмета. Экономика как знание не исчезает, обессмысливается платформа, на которой она зиждется: Число не к чему прицепить и оно повисает в воздухе. После чего вся статистика, которую приводят государственные бюрократы, являет собой набор цифр, схожих, допустим, с числом атомов в лежащем передо мной карандаше.

Действующий агент - личность, творец, созидатель - не есть только отдельный человек, но вместе с таковыми представитель, - человек, который, по какой-нибудь причине, сумел объединить несколько, много, тысячи людей в одном, ему принадлежащем деле, т.е. свободный предприниматель, капиталист. Всех таких агентов я называю цда - центрами деловой активности . В таком случае, экономическая система - система, имеющая численную значимость - предстает собранием цда, значность которого выражена численным образом.

Как было сказано раньше, суверенные и независимые личности не смешивается в толпу, но, существуя "в себе и для себя", вынуждены сотрудничать друг с другом, выступая в качестве производителей, т.к. любое общество изначально разделено по профессиональной занятости и фактически все работают "на других для себя". Можно воспользоваться экономической терминологией и применить слова "разделение труда, международное разделение труда", но здесь смысл в другом: Люди с первых шагов своей сознательной деятельности, оставаясь на позициях крайнего индивидуализма, интуитивно увидели склонности, таланты, способности каждого в обществе: то, что может один, не может другой и наоборот. Поэтому разделение по особым видам деятельности не было чем-то искусственным, но вытекало из опыта и наблюдений. Отсюда, сотрудничество, взаимосвязь и взаимозависимость требовали переговоров и согласия, т.е. формировало кооперативную среду, основанную одновременно на личной выгоде, социальном размежевании и общем согласии.

Лишь сейчас появляется число, которое оправдано с индивидуальных позиций. Каждый в общине, или обществе, преследуя собственную выгоду, видит в общей деятельности, уже не разложимой, нечто целое, что предстает суммой, характерной для той или иной группы людей. Сравнивая появившиеся таким образом числа люди осознают смысл и цели коллективного труда: Мы сделали столько, вы столько. При этом каждый остается на позициях крайнего индивидуализма.

Экономика общества появляется лишь тогда, когда "невидимая рука провидения" Адама Смита сводит людей вместе. Сейчас только и появляется общая стоимость, число, значность, сейчас только и появляется эффективность, рациональность и оптимальность - те термины, над которыми экономисты бились долгое время, вырабатывая способы измеримости человеческих  и общественных отношений /чо/оо/. Вот теперь можно говорить о макро-экономических показателях, характеризующих ту или иную экономическую систему...

И совсем другое дело, когда ничего такого нет.
Если индивидуум не свободен, если он не может действовать, сообразуясь со своими интересами и желаниями, существует уже иное общество, в котором исчезает смысл числа, а суммируемые данные ничего практически не выражают. В таких "обществах, государствах" достижения экономики / даже в виде роста ВВП /, на самом деле, фикция, поскольку отражает количественную значность не связанную с интересами людей, но с интересами группы, которую можно называть классом, партией, господствующей религией, диктатурой..., но никак не экономической системой. Так называемый "рынок, капитализм, свободное предпринимательство" - условие, из которого появляется экономика, но это еще не совсем то. Не следует обольщаться терминологией, ибо опыт человечества показывает, что не только в прошлом, но и сейчас "рынок" - не панацея.

 

Назад | Далее | Домой


Copyright ©2000 by An T. Panov. All rights reserved. Not to be quoted without permission of the author.

Используются технологии uCoz