Исходя из определения эл, действующим агентом
понятия "экономическое" становится
личность - единичный, суверенный и
самодостаточный субъект - основополагающий
элемент-инициатор стоимости вообще и
экономического числа - измерителя этой
стоимости, в частности. Без него, без этого
субъекта нет стоимости и, следовательно, нет
экономики, поскольку последняя, в таком случае,
лишается предмета. Экономика как знание не
исчезает, обессмысливается платформа, на которой
она зиждется: Число не к чему прицепить и оно
повисает в воздухе. После чего вся статистика,
которую приводят государственные бюрократы,
являет собой набор цифр, схожих, допустим, с
числом атомов в лежащем передо мной карандаше.
Действующий агент - личность, творец,
созидатель - не есть только отдельный человек, но
вместе с таковыми представитель, -
человек, который, по какой-нибудь причине, сумел
объединить несколько, много, тысячи людей в
одном, ему принадлежащем деле, т.е. свободный
предприниматель, капиталист. Всех таких агентов
я называю цда - центрами деловой
активности . В таком случае, экономическая
система - система, имеющая численную значимость -
предстает собранием цда, значность которого
выражена численным образом.
Как было сказано раньше, суверенные и
независимые личности не смешивается в толпу, но,
существуя "в себе и для себя", вынуждены
сотрудничать друг с другом, выступая в качестве
производителей, т.к. любое общество изначально
разделено по профессиональной занятости и
фактически все работают "на других для
себя". Можно воспользоваться экономической
терминологией и применить слова "разделение
труда, международное разделение труда", но
здесь смысл в другом: Люди с первых шагов своей
сознательной деятельности, оставаясь на
позициях крайнего индивидуализма, интуитивно
увидели склонности, таланты, способности каждого
в обществе: то, что может один, не может другой и
наоборот. Поэтому разделение по особым видам
деятельности не было чем-то искусственным, но
вытекало из опыта и наблюдений. Отсюда,
сотрудничество, взаимосвязь и взаимозависимость
требовали переговоров и согласия, т.е.
формировало кооперативную среду, основанную
одновременно на личной выгоде, социальном
размежевании и общем согласии.
Лишь сейчас появляется число, которое
оправдано с индивидуальных позиций. Каждый в
общине, или обществе, преследуя собственную
выгоду, видит в общей деятельности, уже не
разложимой, нечто целое, что предстает суммой,
характерной для той или иной группы людей.
Сравнивая появившиеся таким образом числа люди
осознают смысл и цели коллективного труда: Мы
сделали столько, вы столько. При этом каждый
остается на позициях крайнего индивидуализма.
Экономика общества появляется лишь тогда,
когда "невидимая рука провидения" Адама
Смита сводит людей вместе. Сейчас только и
появляется общая стоимость, число,
значность, сейчас только и появляется
эффективность, рациональность и оптимальность -
те термины, над которыми экономисты бились
долгое время, вырабатывая способы измеримости
человеческих и общественных отношений /чо/оо/.
Вот теперь можно говорить о макро-экономических
показателях, характеризующих ту или иную
экономическую систему...
И совсем другое дело, когда ничего такого нет.
Если индивидуум не свободен, если он не может
действовать, сообразуясь со своими интересами и
желаниями, существует уже иное общество, в
котором исчезает смысл числа, а суммируемые
данные ничего практически не выражают. В таких
"обществах, государствах" достижения
экономики / даже в виде роста ВВП /, на самом деле,
фикция, поскольку отражает количественную
значность не связанную с интересами людей, но с
интересами группы, которую можно называть
классом, партией, господствующей религией,
диктатурой..., но никак не экономической системой.
Так называемый "рынок, капитализм, свободное
предпринимательство" - условие, из которого
появляется экономика, но это еще не совсем то. Не
следует обольщаться терминологией, ибо опыт
человечества показывает, что не только в прошлом,
но и сейчас "рынок" - не панацея.
Copyright ©2000 by An T. Panov. All rights reserved. Not to be quoted without
permission of the author.