Введение в Эколитику = Эл = Ecolicy = El
An T. Panov
создатель и автор
Организация мышления
Единственным постулатом эколитики является
безусловное и непременное право личности на свою
исключительность и неповторимость - право на
естественную свободу. Логика дальнейших
рассуждений основывается на факте
сосуществования множества единичных особей,
обладающих таким правом. В этом контексте
суверенное, самостоятельное и самодостаточное
"Я" сливается в одно целое "Мы" хотя бы в
силу совместного проживания на едином
пространстве. "Мы", как целое, не есть
самостоятельное и безликое понятие
"общества", но совокупность элементарных
частиц, обладающих всеми свойствами
независимости и, в то же время, сцепленных
взаимной притяженностью и выгодой.
Тогда общество, образуемое отдельными "Я",
есть одновременно система "замкнутых"
единичных образований и совокупность, имеющая
особенные, отличные от элементов признаки.
Говорить, допустим, об интересах общества можно
лишь в том случае, когда под этим понимается
выгода каждого конкретного человека, моего и
вашего "Я", вытекающая из указанного
заявления. Это важно. Кроме того, на практике
функция "общества" есть деятельность
конкретного индивидуума, преследующего свои
личные выгоды, деятельность однородная с любой
другой. Т.о. в понятии "общество" фиксируется
только выделение труда.
Поскольку эл заявляет о переиначивании
понятий, необходимо ввести первичные
представления, начинающие ее.
- Эколитика рассматривает действительность как
целостное, бесконечно-мерное пространство
предметности, ощущений и знания. Применительно к
предмету, который она изучает, а именно к
жизнедеятельности человека среди себе подобных,
в обществе, это означает выделение специального
пространства, связанного с этой темой и столь же
целостного в восприятии. В этом смысле, освоенная
в обучении традиция анализа и синтеза
методологически ущербна, поскольку анализируя,
т.е. искусственно разделяя целое на составляющие
свойства и признаки, мы невольно заставляем их
жить своей обособленной жизнью. Последующий
синтез, о котором, кстати, обычно забывают,
собирает произвольно выбранные признаки в
искусственное целое, отличное от изначального.
Простой пример. Вода, как известно из химии, есть
водород и кислород - H2O. Напишите эту формулу
на бумаге и разрежьте ее. Вы совершили революцию
в энергетике!
Экономика имеет две под-отрасли: макро- и микро-.
На практике это выливается в некое ощущение
превосходства первой и неполноценности второй,
более того, каждой присваиваются свои особые
методы и инструменты, разводящие их по своим
углам.
- Принцип "единичности во множестве и/или
множественности в единичности" подчеркивает
целостность системы, где каждый элемент, каждое
понятие и каждый признак есть одновременно
множество и единичность. Все зависит от того,
рассматриваем ли мы данное явление "внутри
себя" или "наружу".
- Каждый феномен бытия существует в бесчисленном
количестве признаков - в бесконечно-мерном
пространстве, - и лишь условия необходимости и
достаточности в практических целях ограничивают
это пространство. Привычка сознания
придерживаться формулы "и-и, третьего не
дано" предлагает всю действительность либо в
черно-белом изображении, либо по типу
"хорошо-плохо, добро-зло". А фактически такой
подход выражается в произвольном выборе из
беспредельного множества.
Эл придерживается принципа "и-и-и...", который
лишь заявляет о многообразии действительности,
но не требует перечисления всего - необходимость
и достаточность сами скажут разуму, что нужно
для характеристики того или иного явления.
- И наконец. Осознание того, что целостность,
предполагая многозначность, с одной стороны,
ставит все признаки и свойства явления в равное
положение, с другой, не требует перечисления
всех, но нужных в контексте, является первым
затруднением, с которого начинается
рассмотрение эл.
Т.е., для того, чтобы идти дальше, необходима
какая-то последовательность, иначе,
классификация свойств и признаков в какой-то
упорядоченности, а мы только что установили
однородность их значности. Не стоит пугаться.
Представленные далее очерки, если их прочитать
вместе, в любой последовательности, позволяют
создать некий образ, некие предпосылки
заявленного знания, что дает некое ощущение
предмета, который вы стремитесь познать. И этого
достаточно, чтобы идти дальше.
Классификация и последовательность - ценные
качества, дисциплинирующие сознание, но,
зачастую, они становятся препятствиями,
непреодолимыми для совершенствования. Привычка
мышления затвердевать в установленном,
признанном порядке вещей создает иллюзию
правильности и законченности знания, после чего
на нем можно ставить крест.
Это не оправдание бессистемности, не отказ от
упорядоченности, это констатация поведения
сознания, которое, изучая явление, идет дальше и
возвращается назад, скачет с одной темы на
другую...
Эколитика предшествует экономическому знанию
и включает его. Поэтому здесь представлены
предваряющие очерки, вводящие в ее мир. Грубо,
экономика знает "как", но не отвечает
"почему". Это и есть задача, которую эл
ставит перед собой. Автор ее не претендует на
совершенство, поэтому заявляет лишь о попытке.
Назад | Далее | Домой
Copyright ©2000 by An T. Panov. All rights reserved. Not to be quoted without
permission of the author.
|