Совокупность мнений, взглядов, унаследованных
воспитанием и обучением словесных ощущений,
верований, обычаев - все это становится сущностью
представлений, закрепленных в сознании как
непреложная истина, как признанная всеми на
данной территории система устоявшихся
восприятий, свойственных понятиям и предметам
действительности. Идея - это словесный образ
того, о чем говорят люди, будь-то "стол",
"весна", "родина и вера", "законы
общества"...
Человек, набирая с детства массу таких
устойчивых для данной среды словосочетаний,
сливающих воедино образ и его проявления,
согласует с этим и свое поведение: это есть
нельзя, ты должен быть честен, служи родине, Волга
впадает в Каспийское море, бог все видит... Набор
этих стереотипов безмерен, незаметен и не
подлежит обсуждению по формуле: "это всем
известно". Кроме того, он вариируется в
пространстве и времени, так что каждая
общественная организация владеет свой особенной
идеологией, пусть в мелочах отличающейся от
соседней.
Вы скажете, какое это отношение имеет к
экономике ? - Прямое.
Поскольку эл считает ее средством измерения
чо/оо, а любое восприятие человека выражается в
ощущениях "хорошо-плохо, плюс-минус,
больше-меньше", то даже независимо от того,
существует экономика или нет, он измеряет, он
ставит в соответствие ощущение и число.
Экономика лишь добавляет методы, точность,
обоснованность счета, приводя т.о. ощущения в
порядок соизмеримости, доступный всем, становясь
отсюда отображением идеологии.
Представленная столь широко, идеология
вызывает неприятие своей неопределенностью,
поэтому в реальной жизни она существует в виде
морали, а та, в свою очередь, сжимается до правил
поведения, установленных законом. Эта связка
"идеология-мораль-закон" формирует общие
нормы поведения, свойственные данному
"обществу/народу/стране/государству", и
становится исходной основой конкретных действий
каждого члена общества. Отклонения от норм
предосудительны и караются, поэтому индивидуум,
согласен он или нет, подчиняется им, даже не
осознавая этого.
Проще говоря, идеология является мощным
гипнотитическим средством оболванивания самих
себя, если она используется в обществах,
построенных на армейских началах, где поведение
каждого элемента иерархической структуры
заранее расписано в мельчайших деталях. При этом
сами носители подобных идеологий, оставаясь
обычными людьми с их достоинствами и
недостатками, становятся заложниками этой
системы и вынуждены не только ей подчиняться, но
хранить и укреплять ее всеми доступными
средствами, иначе, насилием. Естественно,
идеология возврашается к ним, наказывая за
попытки свободомыслия.
Не следует, конечно, придавать идеологии столь
зловещий смысл. Она остается отображением сс,
таким же, как и другие. Эл лишь подчеркивает ее
значимость как признака в многообразном мире
действительности, где простые слова включаются в
систему человеческих отношений, приобретая
мерный характер. Люди, как правило, не понимают
того, что слово столь же мерно, как и дело, что
слово, являясь кирпичиком восприятия реальности,
входит в сс по-своему и только.
Считая идеологию широким набором устойчивых
представлений принятых в обществе, набором,
который становится правилом предваряющим и
сопровождающим действие, эл подчеркивает ее
призначный характер, отличный от мерности и
свойственный ей. Сила идеологии - в ее
незаметности, ибо, оставаясь привычными
правилами восприятия действительности, она не
воспринимается в значимом виде.
Принято считать идеологию каким-то особенным
вероучением, озвученным очередным "учителем
или вождем", на самом деле, она - лишь набор
устойчивых стереотипов в словесной форме,
которые, однако, превращаются в определенные
нормы поведения. Корни ее лежат далеко в истории
и глубоко в сознании людей, проживающих на том
или ином пространстве. Идея, например,
"общности/государственности/страны/народа"
сопровождается непременной и почерпнутой из
глубины веков убежденностью во враждебности
окружающих "стран и народов". К этому
добавляется и неизменная подозрительность в
покушении на "богатства народов и их
населения" и многое другое. Что в итоге дает...,
конечно же! сильную армию, вооруженную до зубов.
Я называю этот феномен "кругом одни враги".
"Кругом одни враги" - это всеобщая
убежденность, которую даже не нужно подкреплять
"злонамеренными кознями", которые всегда
под рукой.
Поэтому страна, в которой нечего взять, все силы
своего "народа" тратит на то, чтобы
оборониться от надуманных врагов. Вожди этой
страны, сами того не понимая, засыпают и
просыпаются в холодном поту, превращая жизнь
своего "народа" в игру в убийства врагов и
инакомыслящих, причем последние - наиболее
опасны, поскольку являются "пятой колонной".
Другой естественной чертой наиболее
распространенных идеологий является идея о
"едином лагере", который, вытекая из
предыдущего, практически дополняет его.
Заключает эту цепочку иерархическая система
единого командования, собранной в кулак
суверенной страны.
В такого типа идеологии целой страны пропадают
люди вообще, а ее лучшие представители, имеющие
порой дипломы Кембриджа и докторские степени,
все свои силы тратят на то, чтобы доказать
надуманные ценности, в которых они искренне
убеждены.
Иначе чем можно объяснить всеобщее вооружение
стран и народов, границы на замке, специальные
службы, стоящие на страже интересов РРРодины /
обязательно с придыханием! /... ?
Конечно, история полна войнами, покушениями на
суверенитет и прочая и прочая. Но времена
меняются, но угрозы исчезают, но врагов на
горизонте нет, только ИДЕЯ о них
остается в неприкосновенности. С другой стороны
и казалось бы, малые страны и народы должны
бояться и вооружаться, но они почему-то этого не
делают или делают небрежно. В самом деле, почему
Монако не боится Франции, почему Андорра не
вооружается против больших соседей, чтобы
отстоять свою независимость и суверенность ? - Не
понятно! С позиции любителей военных мундиров у
этих стран полностью отсутствует инстинкт
самосохранения...
Речь здесь идет вовсе не о "всемирном
разоружении", но о сознании, но о придурковатой
идеологии стран и народов, которые, вооружаясь
донельзя, держат свое население на голодном
пайке.
Упомянутые извивы мышления, которыми
соответствующая идеология наполняет поведение
людей, - это лишь малая толика "идей",
которыми пользуются, как правило, государства,
где их населению просто нечем дышать.
Посмотрите на миграции людей. Разве бегущие из
своих стран люди ищут дарового богатства ? Да, кто
ж им даст! Они бегут трудиться, большим потом
получать свой хлеб насущный. Спрашивается, разве
нельзя так сделать, чтобы в их родной стране
можно было, опять же своим трудом, накормить себя
? - Нет.
Идеи, в частности, господствующие в таких
странах, прямо направлены против человека,
против собственного населения.
Подчеркивая значимость идеологии, эл говорит о
ней как об элементе, отображении системы
господствующих в том или ином регионе взглядов.
Она - одна из причин бедности многих государств,
значимая, но не достаточная. Чтобы доконать свое
население, необходима целая система институтов,
которые в совокупности создавали бы удушающую
атмосферу.
Бедность - не следствие ленности человека, не
следствие отсутствия "накопления капитала",
а порождение такой системы институтов и
взглядов, которая бы отвращала всеми способами и
средствами людей от дела, привязывала бы их в, по
сути, рабском виде к особенной человеческой
общественной организации - государству...
Назад | Далее | Домой
Copyright ©2000 by An T. Panov. All rights reserved. Not to be quoted without
permission of the author.